Физик-ядерщик Илья Кудряшов — о задачах экспериментальной науки

Июл 30, 2016 | Экспертное мнение

Илья Кудряшов – талантливый молодой физик, конструктор космических спутников, сотрудник НИИ ядерной физики МГУ. У него широкий круг увлечений – от космических лучей до спортивных самолётов. На научно-технических форумах и фестивалях он с восторгом рассказывает студентам и школьникам об экспериментальной науке, так как сам искренне увлечён ей.

Летом 2015-го Илья стал участником нелепой истории. Он купил самолет ЯК-52 для авиаклуба, заплатил деньги и оформил документы – однако директор Ишимского ДОСАА Фав Тюменской области, где  состоялась сделка, заявил, что аппарат был украден.

На Илью  завели уголовное дело, ему грозит срок от 7 до 12 лет. За молодого ученого вступилось МГУ и все авиационное сообщество. Сегодня  следствие продолжается, а Илья,  несмотря на все проблемы, по-прежнему ведет бурную деятельность: перед нашим интервью он вернулся с форума «Открытые инновации», где  презентовал площадку по ядерной физике. Для сборника «Юные техники и изобретатели» Илья Кудряшов рассказал  о своем пути в науке.

ВЗРЫВ СВЕРХНОВЫХ И ПРИРОДА КОСМИЧЕСКИХ ЛУЧЕЙ

Илья, когда и с чего началось твое увлечение физикой? Кто помог тебе в профессиональном становлении?

Мое увлечение физикой прошло несколько этапов: школа, университет и образование на работе. В школе на меня сильно повлияли специалисты в области космических технологий. В нашем авиаклубе инструктором работал один из руководителей российского сегмента МКС, а моим  наставником был человек, который в РКК «Энергия» занимался марсианской пилотируемой программой – Сергей Стойко.

Вообще, авиаклуб в нашем городе был удивительный: он состоял из инженеров и конструкторов. На работе в РКК «Энергия» они конструировали космические корабли, а в свободное время строили самолеты.

В МГУ моим научным руководителем стал Виктор Краморенко, с его подачи еще студентом я попал в масштабный проект «Большой адронный коллайдер». Участвовал в таких экспериментах, как ATLAS, LHCb (названия детекторов элементарных частиц, эксперименты, которые были в числе основных на коллайдере. – Прим.корр.). Такие проекты больше масштабов человеческой личности: тысяча человек делают установку, меняющую цивилизацию.

А каковы твои научные интересы сегодня?

Сегодня я сам являюсь научным руководителем группы студентов на физфаке МГУ. Мы участвуем в орбитальном эксперименте «Нуклон», предназначенном для исследования космических лучей в максимально широком энергетическом диапазоне. Он был выведен на орбиту в конце
2014 года. «Нуклон» – тоже глобальный проект с сотней участников, я для него пишу алгоритмы анализа данных.

Я так понимаю, твои исследования частично пересекаются с разработками Стивена Хоккинга?

Хоккинг занимается космологией. Это ближе к общей теории относительности, взгляд на космос с немного другой стороны. А наша сфера интересов – это астрофизика, физика звезд и элементарных частиц. Но это коррелируется с тем, что делает Хоккинг.

«НАУКА РАЗВИВАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

Илья, расскажи о своей просветительской работе. Ты ведь очень много делаешь для того, чтобы молодежь увлеклась физикой.

Просветительская работа – это не просто очень интересно, но и социально важно. Продвигать их надо для поднятия престижа профессии ученого, для продолжения научной работы и т.д. Экспериментальная наука не отвечает на вопрос: «Зачем это нужно?». Она ищет ответы на вопрос «Как устроен мир?». На выставке «МАКС», на Фестивале науки, на «Открытых инновациях» и т.д. – везде есть наши площадки.

А как ты объясняешь детям, зачем нужна экспериментальная наука?

Главный вопрос такой: «Что отличает гомосапиенса от высших приматов?» А вот ответ: «Именно Наука, ведь Наука развивает человечество как биологический вид». Когда я выступаю перед школьниками, первым делом задаю вопрос: «Поднимите руки, у кого есть мобильные телефоны?» Сразу лес рук. «А у кого телефоны с интернетом?» Тоже почти все поднимают. «А вы в курсе, что интернет придуман в CERN для обслуживания физики частиц? Емкостной сенсорный экран создан
там же для упрощения взаимодействия человек/машина?» На простых примерах я объясняю, как экспериментальная наука преобразует нашу жизнь.

Но ведь у науки есть и глобальная миссия?

Безусловно. Человечество скоро должно покинуть Землю и переселиться на другие планеты – об этом говорит тот же Хоккинг. Чтобы знать, куда мы летим, надо хорошо изучить структуру и свойства пространства.

И что, скоро можно будет лететь?!

Конечно, это не произойдет в масштабах одной человеческой жизни. Но обязательно произойдет.

«МЫ БУДЕМ СТРОИТЬ САМОЛЕТЫ!»

Расскажи немного про свое хобби – конструирование самолетов.

Это хобби уже перерастает в профессиональную деятельность. Наша команда проектирует спортивные и региональные самолеты. Конструкторами являются преподаватели вузов – МГУ, МАИ, Бауманка, а также сотрудники авиационно-конструкторского бюро. Сейчас мы разрабатываем два спортивных самолета и один региональный, для российских воздушных линий, дальность его полета – 700 км. Уже заканчиваем проектирование спортивных самолетов и приступаем к макетной комиссии. Надеемся, к концу года будет готова документация на эти машины – одноместную и двухместнуюмодель. Эти самолеты будут строить в России из композитов – самых современных материалов.

С региональным понятно. А для кого предназначены ваши спортивные самолеты?

В частности, на сборную России по спортивному пилотированию. А в целом наши аппараты рассчитаны на частные аэродромы и аэроклубы системы ДОСААФ. Так мы попытаемся возродить лучшие традиции отечественной авиации – увы, сейчас система ДОСААФ не выполняет своей главной функции – поддержки малой авиации.

Твое уголовное дело ведь тоже, по одной из версий, связано с недоработками в ДОСААФ… Как ты переживаешь эту несправедливость?

Спасибо друзьям и коллегам – у меня мощная поддержка. Моих адвокатов оплачивает организация пилотов-любителей воздушных судов.

Так в чем же глобальная причина произошедшего? Что это за чудовищная нелепость?

Мне кажется, произошел системный сбой – такое могло случиться с кем угодно. Сегодня в ДОСААФ отсутствует не только техника и должное финансирование, но и многие люди потеряли содержание. Насколько я знаю, руководитель местного аэроклуба Александр Мякишев, имея серьезные нарушения в клубе, продавал вверенную ему авиатехнику. Сейчас он пытается свою вину спихнуть на меня – так возникло уголовное дело. Я надеюсь, следствие все-таки адекватно разберется в моем деле и все встанет на свои места.

Любовь КОЧЕТКОВА

свежие новости туризма на fineworld.info/new/.