АНДРЕЙ СВИНАРЕНКО О ВЛИЯНИИ ПАНДЕМИИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Режим самоизоляции, введенный для противодействия распространению коронавирусной инфекции, резко обострил те запросы общества к системе образования, которые и ранее перед ней ставил переход на новый технологический уровень. Главными заказчиками в этой сфере становятся пользователи — и школьники, и взрослые. На это обратил внимание генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО Андрей Свинаренко в интервью журналу EdExpert.

«Школа оказалась недостаточно подготовленной к дистанционному режиму работы: нет оборудования, ресурсов, сети падают», — отметил Андрей Свинаренко. Проблему он видит в том, что до сих пор нет качественного норматива предоставления обязательного образования. Нынешняя ситуация потребовала, чтобы норматив, хотя бы инфраструктурный, был одинаковым по всей стране.

Это только одно из свидетельств отставания современной системы образования от запросов общества. «Ситуация заставляет и ребенка, и взрослого учиться, а не ждать, пока его научат. Необходимость принимать решения перешла от абстрактной школы к конкретным людям — маленьким и взрослым», — считает руководитель Фонда. Поэтому учащиеся теперь не потребители, а пользователи системы образования. Причем конкуренция на рынке образовательных услуг в ближайшем будущем станет глобальной, особенно для высокотехнологичных секторов.

Экспансия дистанционного обучения — не временное явление. «Электронное образование имеет множество преимуществ. Чтобы получить новые знания, достаточно записаться на онлайн-курс или на дистанционную программу повышения квалификации. Не требуется никуда ехать. Поэтому оно еще и дешевле, чем офлайн-обучение», — обращает внимание Андрей Свинаренко. Есть и чисто психологические преимущества: «Мне кажется, „дистанционка“ поможет вылечить школу от комплекса неполноценности. При классно-урочной системе дети находятся в личном контакте и все время сравнивают себя друг с другом. Удаленное общение не так болезненно для человека».

У Фонда есть большой задел в дистанционном образовании. Электронные курсы, виртуальные лабораторные работы и тренажеры, разработанные при поддержке Фонда в рамках образовательных программ для решения кадровых задач инновационного бизнеса, используются университетами для дистанционного обучения студентов. Для создания доступа к качественному контенту в области нанотехнологий и естественных наук создана Автономная некоммерческая организация «еНано». Специалистам предприятий там предлагаются курсы по наноматериалам и проектированию изделий на их основе, управлению и маркетингу в сфере инновационного бизнеса. Более 90 вузов применяют цифровые ресурсы «еНано» для подготовки студентов. Также разработан цикл программ, погружающих в методологию создания образовательных модулей по заказу предприятий. Для подростков и учителей сделана целая онлайн-платформа «Стемфорд» с разнообразным STEM- и нанотехнологическим контентом вплоть до настоящих видеоигр. Для профессорско-преподавательского состава есть курсы на тему организации дистанционного обучения.

Генеральный директор Фонда не исключает в будущем поддержку технологических образовательных стартапов. «Мы развиваем направление, связанное с „цифрой“ в образовании, но и за пределами „нашей вселенной“ есть немало EdTech-проектов для обучения будущих инженеров, исследователей и технопредпринимателей. Эти проекты имеют потенциал для коммерциализации и масштабирования. В принципе, Фонд при невысоких затратах на старте мог бы получить самовоспроизводящиеся и самоокупаемые проекты, решающие его задачи. Фонд ищет как проекты, так и модели их поддержки», — заявил Андрей Свинаренко.

Источник