Пострелиз V Всероссийской Конференции Юные Техники и изобретатели в Государственной Думе

Проекты юных изобретателей будут использоваться в российской промышленности

В Государственной Думе наградили победителей и призеров Всероссийского конкурса «Юные техники и изобретатели». Мероприятие проходит уже в пятый раз, и с каждым годом число его участников растет. В этом году за награды боролись больше шести тысяч проектов из 75 регионов страны. Для участия в конференции в Москву пригласили более 380 победителей региональных этапов конкурса.

— Поздравляя недавно выпускников школ, Президент страны Владимир Путин пожелал им не ограничиваться лайками в соцсетях, а дерзать и действовать ради будущего прорыва, — напомнил председатель оргкомитета конференции, глава Экспертного совета по научно-технологическому развитию и интеллектуальной собственности при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, вице-президент ВОИР Владимир Кононов. — Конференция как раз направлена на то, чтобы молодежь участвовала в этом прорыве.

Партнерами конференции в 2018 году стали крупнейшие российские компании -Объединенная Авиастроительная корпорация (ОАК), АО «Вертолеты России», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), МосгортрансНИИпроект, Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО и программа «Школьная лига Роснано», Лаборатории робототехники Сбербанка, Фонд Развития Интернет Инициатив (ФРИИ), компания ГазИнформСервис, Рыбаков Фонд и т.д.

— Сегодня российская экономика стоит на пороге нового, шестого технологического уклада, где будут доминировать цифровые и биотехнологии, генная инженерия. Перед наукой каждой страны открываются очень большие возможности, и юные ученые являются надеждой и «золотым запасом» России, — уверен первый зампред Комитета Госдумы по науке и образованию Геннадий Онищенко.

Работы юных техников и изобретателей охватывают такие отрасли, как экономика и социальная сфера, здоровье человека и медицина, промышленные технологии и робототехника, нанотехнологии в «умной школе» и многие другие.

Важно, что с финалом конкурса работа с молодыми изобретателями не заканчивается. Они получат бесценный опыт работы в десятках мастерских и лабораториях, где будут трудиться вместе с учеными, инженерами и предпринимателями над решением технических заданий и созданием своих проектов.

Одними из самых популярных номинаций оказались «Промышленные технологии и робототехника» и IT-технологии.

— Это связано с тем, что сейчас активно трансформируется промышленность и экономика, жизнь уходит в цифру, область востребована, она тесно переплетается со многими другими направлениями, например, с такими, как здоровье человека. Многие решения, которые предлагают дети, интересны людям с инвалидностью и уже признаны экспертами как перспективные, — комментирует Председатель ЦС ВОИР Антон Ищенко.

Например, десятиклассники из новосибирского лицея №126 Юлия Деревянко, Алексей Гребенкин и Георгий Соловьев разработали робота-поводыря «Умная трость». Это устройство позволит незрячим людям ориентироваться в аэропортах, поликлиниках, торговых центрах. В своей работе ребят пользовались всеми подручными предметами, в ход пошли даже детали конструктора Lego. Кроме самой разработки, школьники активно занимаются продвижением своего продукта: заручились поддержкой новосибирского филиала общества слепых, провели несколько полевых испытаний.

Стремление найти применение своим идеям отличает многих участников конкурса. Ребята из Казани, например, уже оформляют патент на устройство автоматического контроля загазованности и задымления помещений. Индира Калимуллина из Набережных Челнов уже оформила все бумаги на свое изобретение — аппарат для контроля осанки.

А 11-летний Егор Петров и 12-летний Андрей Чертов из Ульяновска построили «Вермибота» — робота-червя, предназначенного для аварийных и спасательных работ в мегаполисах. Школьники научили свою машину двигаться, как дождевой червь. Поэтому она может работать под землей и в завалах.

— Проект можно доработать. Например, установить буры на носовой части. С ними робот сможет рыть канавы и даже исследовать грунт на других планетах, — мечтают ребята.

Их разработку высоко оценили профессионалы.
— Мы готовы выделить финансирование на создание рабочего прототипа, который можно будет испробовать в городских условиях. Такая технология позволит не ломать дороги, не задействовать огромные машины горизонтального бурения, — заявил руководитель ГБУ «МосТрансПроект» Александр Поляков.

Животным миром при создании своего изобретения вдохновлялся и десятилетний Яков Корякин из Кирова. Правда, его робот-аниматроник «Попугай» позаимствовал у своего прототипа не модель передвижения, а лишь зрительный образ. «Попугай» призван помочь школьникам, которые из-за болезни вынуждены пропускать уроки. Машина позволяет им «присутствовать» в классе, физически оставаясь дома. При этом ученик получает возможность полноценно участвовать в образовательном процессе: видеть и слышать педагога, отвечать на его вопросы. В перспективе эта разработка может оказать неоценимую помощь детям с ограниченными возможностями.

Кстати, некоторые из представленных на конкурс разработок, уже служат людям. 10-классница из подмосковной Черноголовки Елизавета Богданова создала прибор для реабилитации после инсульта «Рехаб». Помочь школьнице в работе вызвались даже ученые из Первого государственного медицинского университета им. Сечинова. Гаджет уже с успехом помогает ставить на ноги пациентов.

Специальной номинации от НИЦ «Курчатовский институт» удостоился Егор Барышников из Братска. Он поставил перед собой актуальную для всей планеты задачу: как из экологически вредных отходов получить прибыль, да еще и ликвидировать весь вред для окружающей среды. Егор предлагает изготавливать из отходов производства топливные брикеты, которые можно будет в дальнейшем использовать в промышленности. Он удивил жюри глубоким анализом экономических перспектив своей идеи. Кстати, при составлении сметы расходов на реализацию проекта, школьник заложил статью «Расходы на изобретательскую деятельность».

Несмотря на то, что главными участниками награждения были юные дарования, без труда своих учителей они не смогли бы раскрыть свой потенциал. Поэтому оргкомитет конференции учредил специальную премию лучшему наставнику — педагогу дополнительного образованию в научно-технической сфере. Ее лауреатом стала Татьяна Петровна Каменская, педагог с 20-летним стажем лицея №9 Новосибирска. За последние три года семеро ее учеников стали победителями городских предметных олимпиад, еще четверо — лауреатами и дипломантами окружных научно-практических конференций. Жюри особенно отметило достижения Татьяны Петровны в выстраивании взаимодействия лицея с научными и производственными организациями города.

Разумеется, одной церемонией награждения в Государственной Думе ребята не ограничились. Они съехались в Москву со всей страны, для многих это первый раз, когда они видят столицу. Для них был организован культурный досуг и экскурсии по городу.
В этот день победители и призеры конкурса «Юные техники и изобретатели» получили мощнейший заряд эмоций, который позволит им и дальше совершенствоваться и делать Россию лучше своими идеями. А в сентябре уже стартует новый прием заявок.