Росавиация одобрила внесение изменений в ПД-14 для соблюдения требований ИКАО по защите окружающей среды

Федеральное агентство воздушного транспорта выдало пермскому АО «ОДК-Авиадвигатель» одобрение главного изменения на двигатель ПД-14, предназначенный для российского узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского самолёта нового поколения МС-21-300, для приведения его в соответствие требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по защите окружающей среды.

Как сообщила в четверг пресс-служба Росавиации, 26 ноября ведомство выдало разработчику одобрение главного изменения на двигатель ПД-14 по его соответствию требованиям тома II «Эмиссия авиационных двигателей» приложения 16 «Охрана окружающей среды» к Конвенции о международной гражданской авиации ИКАО по эмиссии твёрдых частиц. В пресс-службе уточнили, что данные требования применимы к двигателям определённых категорий, которые будут изготавливаться после 1 января 2020 года. Таким образом, с учётом полученного от Росавиации одобрения ПД-14 соответствует всем современным требованиям по защите окружающей среды.

Напомним, работа по проектированию базового турбовентиляторного двигателя ПД-14 велась с 2008 года в широкой кооперации предприятий «Объединенной двигателестроительной корпорации» (разработчик — «ОДК-Авиадвигатель», изготовитель — «ОДК-Пермские моторы») и других промышленных организаций РФ. Российский сертификат типа, фактически подтвердивший готовность ПД-14 к продаже и эксплуатации на территории нашей страны, получен в октябре 2018 года. К 2025 году завод «ОДК-ПМ» планирует выйти на полную мощность и выпускать до 50 моторов этого типа в год.

В ходе разработки ПД-14 создано 16 критических технологий и около двух десятков новых материалов. К примеру, в рамках подготовки к производству ПД-14 в литейном цехе «ОДК-ПМ» освоены технологии тонкостенного литья, сокращающие последующую механическую обработку лопаток, нанесение керамических теплозащитных покрытий на лопатки турбин высокого давления (ТВД) и элементы камеры сгорания, а также внедрён метод электроэрозийной обработки при перфорировании лопаток ТВД. Согласно заявлениям разработчика, по техническим характеристикам ПД-14 не уступает уже эксплуатируемым сегодня зарубежным аналогам, а по ряду параметров (по выбросам в атмосферу, шумам и так далее) превосходит некоторых из их. Однако работа над дальнейшим совершенствованием и улучшением характеристик нового мотора будет продолжаться ещё несколько лет. В июле 2019 года стало известно, что «Авиадвигатель» направил в Росавиацию заявки на внесение одиннадцати основных изменений в ПД-14, необходимых для улучшения эксплуатационных характеристик и повышения конкурентоспособности. К тому времени уже были выполнены работы по замене материала типовой конструкции лопаток соплового аппарата второй ступени турбины высокого давления. Также специалисты конструкторского бюро провели дополнительные длительные испытания ПД-14 при максимально допустимых значениях основных параметров (в режиме redline). Работа по внесению всех запланированных изменений должна полностью завершиться в 2021 году.

Сейчас КБ «Авиадвигатель» ведёт работу по валидации сертификата типа ПД-14 Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Разработчик МС-21-300 — ПАО «Корпорация» «Иркут» — в свою очередь продолжает испытания нового лайнера в целях получения как российского, так и европейского сертификатов типа. На трёх воздушных судах, которые уже принимают участие в сертификационных полётах в подмосковном Жуковском, установлены двигатели PW1400G производства американской компании Pratt & Whitney. В пятницу, 29 ноября, пресс-служба «Иркута» сообщила о завершении постройки четвёртого опытного МС-21-300 для лётных испытаний, эта машина также оснащена двигателями западного производителя.

Отечественный двигатель пока проходит испытания отдельно — он установлен под крылом летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Совместные испытания лайнера и пермского двигателя стартуют в начале 2020 года, ПД-14 установят на пятый по счёту МС-21-300. Ранее по заказу «Иркута» для этих испытаний собрали три мотора, сейчас они находятся в Перми на ответственном хранении. В августе специалисты «ОДК-ПМ» приступили к сборке ещё двух ПД-14 для разработчика лайнера. В дальнейшем заказчикам МС-21-300 будут предлагаться оба варианта двигателей. В четверг глава Росавиации Александр Нерадько в интервью газете «Коммерсантъ» подтвердил, что ведомство планирует выдать российский сертификат на МС-21-300 до конца 2020 года. «Плановые сроки по сертификации двигателя и самолёта в Европе — 2020 и 2021 годы соответственно, — дополнил он в беседе с корреспондентом издания. — Эти сроки вполне сопоставимы со сроками сертификации, проведёнными нашими предшественниками в EASA, типа самолёта SSJ100, что заняло шесть с половиной лет».