В Красноярском крае активно развиваются технические лаборатории

О перспективах развития технических лабораторий для детей рассказал Дмитрий Абазин – руководитель региональной ассоциации Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) в Красноярском крае.

Можно ли напечатать на принтере деталь самолёта, макет Эйфелевой башни или любимую мамину вазу? Ещё вчера это казалось фантастикой, картинкой из очередного фильма о далёком будущем. Сегодня это может сделать каждый школьник.

Дмитрий Абазин
Дмитрий Абазин

– Дмитрий, неужели современный школьник может сам собрать, к примеру, робота?

– Представьте, да! Но нужно понимать, что это длительный процесс. Сначала необходимо научиться 3D-графике на простейших деталях. Затем освоить оборудование, позволяющее создавать модели. Только после этого мы начинаем знакомить ребёнка с паяльной станцией, учим разбираться в микросхемах. Лаборатории с современным цифровым оборудованием, которыми являются ЦМИТы, позволяют воплощать в жизнь разные задачи технологического процесса. Подчеркну, именно технологического процесса. Это и технические задачи по изготовлению деталей, и технологические, такие как программирование и 3D-моделирование. В процессе изучения оборудования ребята начинают решать технологические задачи, благодаря свободе творчества и обмену идеями развиваются инновации и создаются новые решения.

 Зачем нужны ЦМИТы? Что даёт школьнику посещение подобных лабораторий?

– Наша главная задача – повысить у молодого поколения интерес к новым знаниям, к современным технологиям. Мы создаём инновационную среду, которая позволит вырастить кадры для технологических производств, подготовить почву для новых  перспективных  проектов,  в том числе и для тех, кто впоследствии станет резидентом нашего бизнес-инкубатора.

– Дмитрий, Вы руководитель региональной Ассоциации ЦМИТ. С чего всё началось?

– Изначально идея создания технических лабораторий для школьников получила поддержку в Красноярском региональном инновационно-технологическом бизнес-инкубаторе (КРИТБИ). Подготовка к открытию первого центра молодёжного инновационного творчества заняла несколько месяцев. Специалисты Центра прототипирования бизнес-инкубатора проводили экскурсии для преподавателей и учеников красноярских школ, рассказывали им об оборудовании, показывали его возможности. Опыт оказался успешным. ЦМИТы стали активно развиваться в регионе.

Отмечу, что все центры рассчитаны не только на учащихся учебных заведений, где они расположены. Подросток из любой гимназии или школы может обучаться в ЦМИТе, тематика которого ему наиболее близка. Это одно из обязательных условий работы центров.

– КакjN0VDq0Qa8Aие функции выполняет ассоциация?

– Специалисты  КРИТБИ, открывая первую лабораторию, составили программу обучения старшеклассников, по которой ребята изучают работу 3D-сканера, 3D-принтера, металлообрабатывающего оборудования и лазерного гравера. А также проходят обучающий курс по принципам работы в графической программе SolidWorks, которая позволяет разрабатывать изделия любой степени сложности и назначения. Во всех ЦМИТах примерно одинаковый набор оборудования, но единой рабочей программы нет. Поэтому подход к  образовательному процесс у в каждом центре формируют педагоги. Ассоциация – это возможность свободного обмена опытом и знаниями. Мы можем инициировать различные мероприятия и организовывать образовательный процесс педагогов. Кроме того, на федеральном уровне гораздо удобней транслировать информацию на регион через подобные объединения.

– В ЦМИТах могут заниматься только школьники?

– Всё зависит от учреждений, в которых расположены центры. Если ЦМИТ находится в общеобразовательном учебном заведении, то основная аудитория – школьники. Для молодёжи постарше (студентов, аспирантов и молодых изобретателей) открыт ЦМИТ «Центр технического проектирования», также готовы принять старших школьников и студентов в ЦМИТе «ФабЛаб «Ангар», формат которого позволяет молодым инноваторам изготовить небольшие прототипы. Кроме того, специалисты «ФабЛаб «Ангар» оказывают консалтинговые услуги в сфере развития предпринимательских навыков.

 Дмитрий, что скажете о перспективах ЦМИТов в Красноярском крае?

– Сейчас мы совместно с правительством Красноярского края развиваем направление технического творчества одарённых детей. В будущем планируем максимально вовлекать их в инженерные прикладные разработки. Активную поддержку оказывают и федеральные органы власти, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере. Внимание к перспективам инженерного образования возрастает и со стороны крупных компаний, которые заинтересованы в высококвалифицированных специалистах.

Поэтому основной вектор – развитие.

– Можно ли сегодня говорить о результатах работы?

– Безусловно, нам есть чем гордиться. Дети постоянно участвуют в федеральных конкурсах и занимают призовые места. Высокие оценки экспертов ребятам, занимающимся в ЦМИТах, говорят о том, что наши усилия оправданы.

Обратная связь: info@kritbi.ru


СПРАВКА

Идея «фабричных лабораторий» родилась в Массачусетском технологическом институте – одном из лидеров в области технического образования в мире. Созданный как университетский проект, благодаря принципам открытости и доступности фаблаб превратился в глобальную сеть лабораторий цифрового производства по всему миру. Сегодня фаблабы существуют в десятках стран. В России фаблабы представлены ЦМИТами.

  • Первый ЦМИТ в Красноярске открылся в мае 2012 года в Красноярском региональном инновационно-технологическом бизнес-инкубаторе (КРИТБИ);
  • Весной 2013 года был проведён конкурс среди учебных заведений региона, по его итогам право на открытие в своих стенах лабораторий получили красноярские гимназии №1 «Универс» и №13, «Центр технического проектирования», а также Сосновоборский автомеханический техникум и СЮТ ЗАТО г. Железногорск;
  • На  сегодняшний день  сформирована Ассоциация ЦМИТов, куда входят 8 центров. 5 лабораторий курируют бизнес-инкубатор. При софинансировании Минэкономразвития РФ запущен проект ЦМИТ «ФабЛаб «Ангар», на базе Аэрокосмической школы в СибГАУ создан ЦМИТ «Композит». При софинансировании министерства образования и науки края и компании «РУСАЛ» в 2012 году на базе Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников открыта лаборатория прототипирования «САМИ». К вступлению в ассоциацию готовятся ещё 6 центров, это действующие лаборатории в Ачинске и Норильске, а также 4 новых центра, которые должны открыться до конца 2015 года;
  • За 2014-2015 учебный год ЦМИТы посетили более 4,5 тыс. детей и студентов. Постоянно в центрах занимаются около 400 ребят, создано 315 проектов, 48 из них имеют высший уровень технической сложности.