Что и зачем изобретают россияне
В России каждый десятый житель занимается «бытовыми» инновациями.
Отечественные изобретатели при этом часто даже не знают термин «инновации», готовы охотно делиться открытиями с другими, но реже пользователей из других стран стремятся к получению охранных документов на собственные изобретения и их коммерциализации. Результаты исследования опубликованы в статье God Helps Those Who Help Themselves! A Study of User-Innovation in Russia («На Бога надейся, а сам не плошай! Исследование пользовательских инноваций в России»). В исследовании приняло участие 1670 респондентов из разных регионов России.
Без возрастных ограничений
Константин Фурсов и Томас Тернер решили выяснить, как обстоит ситуация с пользовательскими инновациями в России. Результат для ученых получился достаточно неожиданный — 9,6% россиян являются изобретателями. В то время как, по данным предыдущих исследований, проведенных в других странах, эта цифра колеблется от 3% до 6%. Например, в Японии — 3,7%, в США — 5,2%, в Великобритании — 6.1%, в Финляндии — 5,4%, Южной Корее — 1,5%.
Доля изобретателей в разных странах
Пользовательские инновации — это изобретения, которые инициируют не производители, а пользователи товаров и услуг. Мотивации к изобретениям могут быть разные — от желания развлечься до стремления к развитию новых навыков и профессиональному росту. Речь идет как о совершенно новых изобретениях, так и об улучшенных, модифицированных версиях уже существующих продуктов.
Что изобретают россияне
Автоматические кормушки для собак и других домашних животных
Сконструированные самостоятельно системы домашнего видеонаблюдения
Бытовые электрогенераторы
«Докрутка» бытовых приборов и спортивного инвентаря
Компьютерные новинки
Предметы для ведения домашнего хозяйства
Предметы для ведения садового хозяйства
Диапазон предметов пользовательских инноваций в России достаточно широк. Это могут быть, как сложные IT-разработки, так и предметы, необходимые в хозяйстве и на отдыхе. Например, автоматические кормушки для собак и других домашних животных, сконструированные самостоятельно системы домашнего видеонаблюдения, бытовые электрогенераторы, также россияне нередко занимаются «докруткой» бытовых приборов и спортивного инвентаря.
Ученые попытались составить социально-демографический портрет российского изобретателя. Выяснилось, что склонность к инновационной деятельности демонстрируют представители всех возрастных групп — от 16 до 72 лет. Наиболее активны инноваторы в возрасте 25-34 лет, однако возрастное распределение от самых юных до пожилых создателей новых технологий достаточно сбалансированное.
Более половины российских изобретателей проживают в небольших городах численностью менее ста тысяч человек (35,6%) и деревнях (23,8%). Не менее 10% «домашних» инноваторов приходится на Москву. Чаще других изобретают молодые мужчины, имеющие высшее образование и постоянную работу, что подтверждает результаты предыдущих исследований. В целом мужчины более склонны к изобретению технических, компьютерных новинок, а также предметов для ведения домашнего хозяйства, в то время как женские инновации чаще относятся к сфере искусства, творчества и садового хозяйства.
Исследователи выяснили, что большинство (40,3%) изобретателей имеют полное среднее или среднее специальное (техникум или колледж) образование. Высшее образованиее получили 24,5%, а неполное среднее — 11,9%.
Инноваторы нуждаются в поддержке
Создавая инновации и пользуясь ими, россияне нередко даже не знают о существовании такого термина. Так, треть респондентов (32,5%) никогда его не слышали, а более четверти опрошенных в курсе его значения, однако редко его используют. Культура патентования, как подтвердили полученные данные, в России не развита. При этом многие российские изобретатели охотно делятся своими незапатентованными открытиями. Это объясняется в том числе и особенностями мотиваций изобретателей.
Исследователи выделили две большие группы инноваторов. Первую группу представляют хорошо образованные, финансово обеспеченные мужчины, проживающие в городе, которые занимаются изобретениями в целях карьеры или развлечений. Вторую группу, не описанную в аналогичных работах зарубежных коллег, составляют жители малых городов или сел, которые чаще изобретают из необходимости — бытовой, финансовой, а также в условиях дефицита возможностей для профессионального развития. В целом же отечественные изобретатели мало движимы стремлением продвинуться с помощью своих изобретений в профессии или вывести на рынок новый продукт.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в России хорошая база для развития сферы пользовательских инноваций. Начало ей было положено еще в советские времена, когда самостоятельная изобретательская деятельность активно продвигалась, например, через такие периодические издания, как «Сделай сам», «Юный техник», «Наука и жизнь», на смену которым сегодня приходят соцсети, видеоблоги и любительские форумы. Но высокий процент «домашних» инноваторов может быть и следствием низкой покупательной способности населения, недостаточно развитых рыночных механизмов или отсутствия достаточного предложения качественной продукции на рынке, пояснил Константин Фурсов.
Источник: НИУ ВШЭ