Фабрика по производству учёных
Виталий Полянский – руководитель Центра технологической поддержки образования – рассказывает, как важно поощрять детские идеи, какими бы фантастическими они ни казались.
В Центре технологической поддержки образования Московского авиационного института неразрывны теория и практика.
РОБОТ-ПРЫГУН И ОСТАЛЬНЫЕ
– Центры технологической поддержки образования есть в разных вузах. В чём уникальность именно вашего центра?
– За относительно небольшой срок существования нашему центру удалось стать настоящей фабрикой по формированию будущих учёных, конструкторов, изобретателей, кузницейбудущих инженерных кадров. Разработаны и внедрены актуальные методики по комплексному подходу в обучении школьников технической деятельности. Наблюдая за работой аналогичных центров в Москве и по стране в целом, можно сказать, что наша оригинальность заключается в разностороннем применении тех знаний, которые ребята у нас получают. Особенно это касается командных проектов. В первую очередь здесь речь идёт о разработках учебно-развлекательных стендов. Участием в создании наглядных динамичных пособий юные техники вкладывают свою лепту в развитие материально-технической базы собственных образовательных организаций, таких как Дворец пионеров на «Воробьёвых горах».
– На какую аудиторию и на какую деятельность ориентирован ваш центр?
– Обучение можно начинать со второго класса по ознакомительной программе. Методика выстроена таким образом, что влиться в процесс может школьник любого возраста.
Наши ученики владеют навыками трёхмерного моделирования в серьёзных инженерных программах и достаточно подготовлены к изготовлению своих разработок в цифровом производстве. Применение знаний на практике способствует устойчивому интересу у детей к выбранному направлению. Ко второму году обучения у каждого есть свой уникальный проект.
У ребёнка формируется чёткая взаимосвязь между всеми этапами – от дизайнерской идеи до создания виртуальной модели в инженерном 3D-редакторе; умение подготовить эти файлы к цифровому производству, непосредственное участие в процессе изготовления на станках с ЧПУ отдельных уникальных деталей, сбор действующей конструкции и программирование робототехнического устройства.
Независимо от стадии разработки – цифровой макет, воплощённые некоторые узлы «в железе» или действующая конструкция. Каждая из работ наших учеников – это серьёзная заявка в области научно-технического творчества.
– В какую сторону развивается ваш центр?
– У нас очень мобильная система обучения, чутко реагирующая на запросы времени. Наша программа с каждым годом набирает всё большую популярность у детей и родителей. Каждый год мы открываем несколько новых направлений с учётом востребованности и расширяющихся возможностей самого ЦТПО. Увеличивается число студентов и школьников. Уровень детских проектов при этом становится выше и сложнее. Активно участвуем во многих городских, всероссийских, международных научно-технических мероприятиях. Наши ребята принимают участие в выставках и форумах, у многих из них на счету неоднократные победы в самых значимых конкурсах.
– Мы знаем, что ваш центр очень удачно проявил себя на выставке «Интерполитех»…
– Да, в рамках «Интерполитеха» выставка детских работ проводилась впервые. Наш центр был инициатором и основным организатором детского технопарка «БРИКС».
Выставленные школьные работы были отмечены за оригинальные идеи и высокий уровень разработок. Работа Геннадия Фомина «Робот-прыгун» вызвала большой интерес. Юный автор проекта был награждён в стенах Государственной Думы.
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ НЕТ ПРЕГРАД
– И всё же основной ваш «продукт» – беспилотники…
– Да, это одно из наиболее востребованных направлений сегодня – разработка беспилотников, причём как наземных, так и летательных аппаратов. Особый интерес у ребят вызывают интегрированные системы. Так, один из наших учеников работает над проектом по созданию гибридного транспортного средства – летающего автомобиля. Есть несколько перспективных направлений, связанных с созданием образовательных «квестов» и разработкой полноразмерных авиационных тренажёров для юного поколения.
– На военные или гражданские беспилотники вы делаете акцент?
– Любые наработки в области создания беспилотников могут быть востребованы для нужд как для гражданских, так и военных структур, включая спецслужбы. Наиболее актуальным является переход на полностью автономные системы и связанное с этим проектирование и программирование автопилотов и систем стабилизации.
– Насколько замотивирована молодёжь к созданию беспилотников?
– Мы поощряем любые детские идеи, какими бы фантастическими они ни казались. Для творческой и инженерной мысли преград нет. Лучшей мотивацией для устойчивого интереса является практическое воплощение идей. У ребёнка появляется возможность увидеть свой замысел в реальности. Это лучшая награда, когда путь от создания образа на экране до реальной конструкции сделан своими руками и в большей мере самостоятельно.
Также немаловажен мотивационный эффект, который позволяет использовать департамент образования Москвы, – это доступность современного высокотехнологичного оборудования для школьников начиная с 5-го класса. Овладевая цифровым производством, юные проектировщики гарантируют себе участие в перспективном технологическом развитии страны.
Обратная связь: ltpo-mai@yandex.ru