Фабрика по производству учёных

Виталий Полянский – руководитель Центра технологической поддержки образования – рассказывает, как важно поощрять детские идеи, какими бы фантастическими они ни казались.

В Центре технологической поддержки образования Московского авиационного института неразрывны теория и практика.

РОБОТ-ПРЫГУН И ОСТАЛЬНЫЕ

– Центры IMG_2567технологической поддержки образования есть в разных вузах. В чём уникальность именно вашего центра?

– За относительно небольшой срок существования нашему центру удалось стать настоящей фабрикой по формированию будущих учёных, конструкторов, изобретателей, кузницейбудущих инженерных кадров. Разработаны и внедрены актуальные методики по комплексному подходу в обучении школьников технической деятельности. Наблюдая за работой аналогичных центров в Москве и по стране в целом, можно сказать, что наша оригинальность заключается в разностороннем применении тех знаний, которые ребята у нас получают. Особенно это касается командных проектов. В первую очередь здесь речь идёт о разработках учебно-развлекательных стендов. Участием в создании наглядных динамичных пособий юные техники вкладывают свою лепту в развитие материально-технической базы собственных образовательных организаций, таких как Дворец пионеров на «Воробьёвых горах».

На какую аудиторию и на какую деятельность ориентирован ваш центр?

– Обучение можно начинать со второго класса по ознакомительной программе. Методика выстроена таким образом, что влиться в процесс может школьник любого возраста.

Наши ученики владеют навыками трёхмерного моделирования в серьёзных инженерных программах и достаточно подготовлены к изготовлению своих разработок в цифровом производстве. Применение знаний на практике способствует устойчивому интересу  у детей к выбранному направлению. Ко второму году обучения у каждого есть свой уникальный проект.

У ребёнка формируется чёткая взаимосвязь между всеми этапами – от дизайнерской идеи до создания виртуальной модели в инженерном 3D-редакторе; умение подготовить эти файлы к цифровому производству, непосредственное участие в процессе изготовления на станках с ЧПУ отдельных уникальных деталей, сбор действующей конструкции и программирование робототехнического устройства.

Независимо от стадии разработки – цифровой макет, воплощённые некоторые узлы «в железе» или действующая конструкция. Каждая из работ наших учеников – это серьёзная заявка в области научно-технического творчества.

– В какую сторону развивается ваш центр?IMG_2505

– У нас очень мобильная система обучения, чутко реагирующая на запросы времени. Наша программа с каждым годом набирает всё большую популярность у детей и родителей. Каждый год мы открываем несколько новых направлений с учётом востребованности и расширяющихся возможностей самого ЦТПО. Увеличивается число студентов и школьников. Уровень детских проектов при этом становится выше и сложнее. Активно участвуем во многих городских, всероссийских, международных научно-технических мероприятиях. Наши  ребята принимают участие в выставках и форумах, у многих из них на счету неоднократные победы в самых значимых конкурсах.

–  Мы знаем, что ваш центр очень удачно проявил себя на выставке «Интерполитех»…

– Да, в рамках «Интерполитеха» выставка детских работ проводилась впервые. Наш центр был инициатором и основным организатором детского технопарка «БРИКС».

Выставленные школьные работы были отмечены за оригинальные идеи и высокий уровень разработок. Работа Геннадия Фомина «Робот-прыгун» вызвала большой интерес. Юный автор проекта был награждён в стенах Государственной  Думы.

ДЛЯ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ НЕТ ПРЕГРАД

– И всё же основной ваш «продукт» – беспилотники…

– Да, это одно из наиболее  востребованных направлений сегодня – разработка беспилотников,  причём как наземных, так и летательных аппаратов. Особый интерес у ребят вызывают интегрированные системы. Так, один из наших учеников работает над проектом по созданию гибридного транспортного средства – летающего автомобиля. Есть несколько перспективных направлений, связанных с созданием образовательных «квестов» и разработкой полноразмерных авиационных тренажёров для юного поколения.

– На военные или граждаIMG_2523нские беспилотники вы делаете акцент?

– Любые наработки в области создания беспилотников могут быть востребованы для нужд как для гражданских, так и военных структур, включая спецслужбы. Наиболее актуальным  является переход на полностью автономные системы и связанное с этим проектирование и программирование автопилотов и систем стабилизации.

Насколько замотивирована молодёжь к созданию беспилотников?

– Мы поощряем любые детские идеи, какими бы фантастическими они ни казались. Для творческой и инженерной мысли преград нет. Лучшей мотивацией для устойчивого интереса является практическое воплощение идей. У ребёнка появляется возможность увидеть свой замысел в реальности. Это лучшая награда, когда путь от создания образа на экране до реальной конструкции сделан своими руками и в большей мере самостоятельно.

Также немаловажен мотивационный эффект, который позволяет использовать департамент образования Москвы, – это доступность современного высокотехнологичного оборудования для школьников начиная с 5-го класса. Овладевая цифровым производством, юные проектировщики гарантируют себе участие в перспективном технологическом развитии страны.

Обратная связь: ltpo-mai@yandex.ru