Изобретатели со школьной скамьи
Думаете, изобретать могут только пожилые, умудрённые опытом люди?
История знает немало примеров, когда изобретателями люди становились еще на школьной скамье, а то и до школы.
В США полвека назад появилась традиция проводить среди школьников научные ярмарки – своеобразные соревнования, во время которых подростки могли бы применять знания, полученные в школе, на уроках физики и химии, применительно к окружающему миру.
За подобными конкурсами всегда внимательно следят представители высших учебных заведений. Они высматривают умных и талантливых ребят, чтобы присудить им стипендию на обучение.
Сегодня подобные конкурсы проходят уже на общемировом уровне. Их проводят крупные международные корпорации, такие как Intel, Microsoft или Google. Победители получают не только стипендии, но и ценные призы, а также гарантию будущего трудоустройства. Перспективные же идеи, найденные во время таких соревнований, впоследствии дорабатывают штатные ученые и инженеры компаний. Таким образом, взрослые уже поняли, что детское творчество является одной из составляющих технического прогресса современного общества.
И в нашей стране еще в 1926 году Центральное бюро пионеров при ЦК ВЛКСМ приняло решение о создании Центральной детской технической станции. В Москве был проведен сбор юных техников, на котором объявили об этом. Этот день, кстати, принято считать началом организованного движения юных техников в нашей стране.
Потом в СССР несколько десятилетий существовали многочисленные станции юных техников, развивалось движение НТТМ – научно-технического творчества молодежи. И в наши дни ежегодно в начале лета в Москве проходят выставки НТТМ, на которых представляют лучшие работы не только ребята нашей страны, но и их зарубежные сверстники.
Ныне в Российской государственной академии интеллектуальной собственности полагают, что обучение должно начинаться со школьной скамьи, продолжаться при получении высшего образования, и далее специалист проходит обучение уже после окончания вуза, набирая опыт на производстве.
Жаль только, что не преподают азы патентной науки даже во Дворце юношеского творчества на Ленинских горах. Здесь есть отдел технического творчества, но патентоведению ребят не учат. А зря – идею нужно доводить до логического завершения.
Между тем известно ли вам, что в календаре всемирных праздников есть и День детских изобретений, или, в ином переводе, День детей-изобретателей (Kid Inventors’ Day), который отмечается 17 января? Дата приурочена ко дню рождения Бенджамина Франклина (1706–1790) – американского государственного деятеля, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста. Юный Бен в 12 лет изобрел перчатки с перепонками, как у лягушки, для облегчения плавания. Ему также принадлежит идея обозначать электрические заряды знаками «+» и «–» и применять электричество для взрыва пороха. Он привел доказательства электрической природы молнии, предложил проект молниеотвода. Еще он изобрел кресло-качалку и другие полезные вещи, которые прочно вошли в современную жизнь.
Юный соотечественник Франклина, 13-летний Бенни Бенсон в 1926 году отправил свой эскиз на конкурс Государственного флага Аляски. Синий цвет, символизирующий небо и официальный цветок штата – незабудку, изображение созвездия Большой Медведицы (символизирует мощь) и Полярной звезды (Аляска – самый северный штат США). Его рисунок был принят за основу флага Аляски, который и сегодня выглядит очень стильно.
А вот вам еще несколько примеров.
Оказывается, идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Гринвуду, который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку. В 1873 году он попросил бабушку прикрепить кусочки меха к своим наушникам. И они стали еще и защищать уши от холода.
Снегоход в 1923 году придумал юный канадец Жозеф-Арман Бомбардье. Все началось в тот момент, когда его отец на 15-летие подарил сыну видавший виды автомобиль Ford T. Меньше чем через неделю Жозеф разобрал Ford на части и соорудил из него снегоход.
Фруктовый лед – мороженое на палочке – впервые изготовил 11-летний Фрэнк Эпперсон. Он как-то забыл на улице стакан с содовой водой и ложкой внутри. Дело было зимой, и к утру содержимое стакана замерзло. Так появился мороженый лимонад на палочке. Когда Фрэнку исполнилось 29 лет (в 1923 г.), он запатентовал свое изобретение и открыл торговлю замороженным лимонадом. В конце жизни он продал это изобретение за 155 млн. долларов США пищевому холдингу «Юнилэвэр».
Изобретателями могут стать и совсем маленькие дети. К примеру, игрушечный самосвал с откидывающимся кузовом изобрел шестилетний Роберт Пэтч. Роберт попросил папу купить ему машинку. Отец сводил мальчика в магазин, но ему там ничего не понравилось. Тогда папа предложил сыну самому нарисовать ту машинку, которую он хочет. Так в 1936 году на свет появился игрушечный самосвал с откидывающимся кузовом. Конечно, настоящие самосвалы на тот момент уже существовали, но таких игрушек не было. Папа не только сделал сыну эту игрушку, но и запатентовал ее.
Восьмилетняя Аланна Майерс из Данедина (штат Флорида) намучавшись в перевязочных пунктах с разбитыми на асфальте коленками (последствия катания на велосипеде) придумала средство для безболезненного снятия бинтов, состоящее из обыкновенного мыла, лавандового масла и воды.
Лоренс Рок из Британии в 13 лет заработал 250 тысяч долларов, изобретя звонок, который получают на свой мобильный телефон хозяева дома. Мальчик придумал, по сути, программу, которая сумела соединить SIM-карту мобильника хозяев и дверной звонок.
Еще одним обладателем аналогичной награды стала юная американка Ейша Кхаре. Она получила премию величиной 50 тысяч долларов за инновацию, позволяющую заряжать аккумулятор мобильного телефона за 20-30 секунд. Изобретение Ейши дает возможность совершать этот процесс максимально быстро
Пятнадцатилетняя школьница из Швеции Анна Аксельссон изобрела бутылку для воды с двумя горловинами. Конструкция бутылки позволяет наполнят ее до краев, положив бутылку под кран с мелкой раковиной горизонтально. Данное изобретение тут же стали выпускать в промышленных масштабах.
Пластиковые пакеты дешевы и удобны, но загрязняют окружающую среду: пластик разлагается в течение многих лет, и это оказывает на природу отрицательное влияние. Канадский школьник Даниэль Бурд задался вопросом, почему мы не можем использовать микро организмы, медленно «поедающие» пластик, и увеличить их концентрацию в одном месте, чтобы ускорить процесс. Всего за шесть недель его микробы уменьшили объем пластика на 43%. Технологию еще предстоит усовершенствовать – сейчас этим занимаются ведущие экологи Канады.
Не отстают от своих сверстников и наши ребята. Так, москвичка Анастасия Родимина в 10 лет стала самым молодым обладателем патента РФ, придумав новый способ печатной графики. Изобретение было сделано случайно: она забыла монотипию, с наложенным на нее кусочком бумаги, на окне. Через несколько дней краски выгорели, а те, что были спрятаны под листком бумаги, сохранили четкий контур и остались яркими. Патент ей помог оформить дедушка, который и стал соавтором.
Устройство братьев Даниила и Ивана Ефименко – не игрушка вовсе, а серьезное изобретение. Они сконструировали робота-пожарного, который сам должен сначала найти огонь, а потом затушить его. Со своими задачами механический пожарный справляется, но разработчики все равно недовольны и уже решают, как можно свое изобретение усовершенствовать. Если у них все получится, то в будущем их робот сможет тушить реальные пожары.
Изобретение Насти Ошурковой производить пока не начали, но польза от него уже есть. Для брата, который страдает косоглазием и астигматизмом, девочка в свои шесть лет из старой папки, хлопушки, скотча и батареек смастерила специальный тренажер – по сути, обычный калейдоскоп, чтобы мальчик рассматривал картинки и тем самым тренировал зрение. Через полгода регулярных занятий врачи констатировали – зрение у Жени стало улучшаться. А Насте за полезную игрушку на конкурсе детей-изобретателей вручили почетный диплом. «Мама сказала – я помогу тебе сделать калейдоскоп, я сказала, что я все сама. Все как надо – сама делала, клеила», – рассказала Настя.
Ученица школы №1 Ставрополя Ольга Перфильева стала победительницей конкурса научно-инновационных проектов «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни». В своей работе «Повышение эффективности рационального использования природных полимеров путем получения биоразлагаемых материалов» она предложила оригинальное решение распространенной экологической проблемы «полимерного мусора». В работе описано применение широкого спектра полимеров, при определенных условиях способных подвергаться разложению с образованием безвредных компонентов.
В Екатеринбурге двенадцатилетний мальчик Даниил Шостин изобрел конструктор, который состоит всего из двух деталей. Особенность конструктора состоит в том, что между собой детали можно соединить различными способами. Это позволяет собирать из конструктора кубы, пирамиды, шары любых размеров. Одним только получением патента на изобретение Даниил ограничиваться не стал. При моральной поддержке своих родителей и руководителя кружка, где он занимается, смог добиться получения денежного гранта и запустить придуманный конструктор «Квинт» в производство. Это редкая удача даже для взрослых.
Максим Лема из Львова в 12 лет придумал робота, способного отсканировать любое помещение, замерить площадь, составить подробный план и отправить полученные данные на компьютер.
Награды и премии стимулируют как творчество, так и внедрение в производство его результатов. Международная химическая олимпиада – ежегодное соревнование по химии для школьников – впервые была проведена в 1968 году в Праге. Теперь в ней принимают участие школьники больше чем из 60 стран мира. Основная задача Олимпиады – повышение интереса школьников к химическим наукам во всем мире. Не так давно золотыми медалями награждены Иван Чернышов (Москва), Олег Сальников (Новосибирск) и Даниил Хохлов (Санкт-Петербург). Серебро получил Игорь Новожилов (Вологда).
Всемирный научный конкурс для юных ученых проводится в США с 1952 года и собирает всякий около 2000 школьников из разных стран мира. Награды этого конкурса иногда называют «малыми нобелевскими», так как среди членов жюри ученые с мировыми именами; более 20 участников этого соревнования в разные годы становились и настоящими нобелевскими лауреатами.
Недавно петербуржец Гаджи Османов, десятиклассник Лаборатории непрерывного математического образования завоевал премию в 1 500 долларов по секции системного программирования. Теперь очередь за Нобелевкой!
Так что не стесняйтесь, ребята, своих идей! Возможно, вам удастся придумать нечто, чего еще не было. Кроме того, техническое творчество приносит столь огромное удовлетворение, что попробовав заняться этим делом один раз, человек становится его добровольным пленником на многие годы, часто на всю жизнь.
Говорят, всякая творческая идея проходит через три стадии. Сначала все говорят, что этого не может быть. Потому соглашаются, что в идее что-то есть интересное. И наконец, весь мир восклицает: «Да кто же этого не знает?!» Так что изобретать лучше начать еще в юности. Тогда у вас есть шанс и увидеть свою идею или конструкцию внедренной в обиход человечества.
А. РЕНКЕЛЬ, патентовед