К 134-й годовщине со дня рождения Андрея Николаевича Туполева

Андрей Николаевич Туполев, один из крупнейших авиационных конструкторов XX века, родился 10 ноября 1888 года под г. Кимры. Он окончил Тверскую гимназию, Московское высшее техническое училище, стал учеником и соратником «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского, вместе с которым создал Центральный аэрогидродинамический институт. 

Андрей Николаевич развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу, став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций. Туполев и его коллектив в 1920-х годах создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения. На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. Благодаря его деятельности страна получила мощную стратегическую авиацию.

Имя Андрея Николаевича навсегда вошло в золотой фонд технического прогресса. Он непрестанно занимался развитием и совершенствованием ЦАГИ, заказывал новейшее отечественное и зарубежное оборудование, закладывал гигантские аэродинамические трубы, в которых можно было проводить продувки самолетов в натуральную величину. Туполев постоянно занимался расширением своего опытного завода, активно развивая при этом заводские лаборатории и испытательные установки (статзал, моторно-испытательный комплекс, аэродинамическую установку и т.д.). Сразу же после войны он построил собственную летно-испытательную и доводочную базу, без которой сейчас не может обойтись ни одно опытное самолетостроительное производство.

Стиль его руководства отличался высокой требовательностью. При этом он глубоко доверял своим помощникам, а в сложных ситуациях твердо брал в руки и власть, и ответственность. Помощники, в свою очередь, отвечали ему искренней преданностью и самоотверженной работой, зная, что в трудную минуту он никогда не даст их в обиду. 

Андрей Николаевич умел своим словом пробудить в людях желание творить. Вместе с тем, в КБ использовался так называемый метод «горизонтальных связей», позволявший установить продуктивные отношения между участниками процесса создания новой авиационной техники. Принятие решений на уровне «горизонтальных связей» (технолог — конструктор, аэродинамик — компоновщик и т. д.) было большим стимулом к командной работе, проявлению ответственности и инициативы каждого исполнителя. 

А.Н. Туполев был лидером по природе. Его талант, самостоятельность и непредвзятость суждений, высокие человеческие качества притягивали к нему энтузиастов авиации. Он с удовольствием поддерживал умелых работников, давал им возможность проявить свои способности. Ни в каком другом конструкторском бюро не собирался такой блестящий коллектив первоклассных конструкторов и специалистов. 

При этом он никогда не считал нужным специально заботиться о поддержании своего авторитета. Это хорошо подметил известный летчик-испытатель М.Л. Галлай: «Редко я встречал в своей жизни человека, так мало заботящегося о том, какое впечатление он производит на окружающих. Может быть, в этом и заключалась одна из причин того, что впечатление он производил самое сильное».

К сожалению, Андрей Николаевич не оставил книги воспоминаний. На вопросы, почему он не напишет о своей жизни, богатой событиями и большими свершениями, он обычно отшучивался, а однажды сказал: «Я не пишу, а делаю». 

Источник: https://www.uacrussia.ru/ru/press-center/news/k-134-y-godovshchine-so-dnya-rozhdeniya-andreya-nikolaevicha-tupoleva