Локомотив инноваций. ОАО«РЖД» делает ставку на новаторов и молодых профессионалов

ОАО «Российские железные дороги» – это компания с богатой историей и инновационным подходом к настоящему. Это позволяет ей оставаться одним из лидеров среди железнодорожных компаний мира.

МАШИНЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

С момента своего образования ОАО «РЖД» удалось создать условия для реализации целого ряда значимых для отрасли проектов с привлечением ноу-хау и инвестиций иностранных партнёров в Россию, локализацией передовых технологий и созданием новых рабочих мест. Уже сейчас имеются серьёзные результаты этой работы – новые грузовые вагоны, электровозы, пассажирские поезда.

В компании действует Программа инновационного развития. Её цель согласуется со стратегией развития холдинга и заключается в повышении эффективности деятельности при постоянном росте качества предоставляемых услуг, высоком уровне инноваций и безопасности перевозок.

ОАО «РЖД» остаётся в числе лидеров среди железнодорожных компаний мира по энергоэффективности и экологичности грузовых и пассажирских перевозок. Только за прошлый год энергоёмкость производственной деятельности компании снижена к уровню предыдущего года на 1,7%. Экономический эффект от реализации проектов ресурсосбережения, энергоэффективности, внедрения инновационной продукции, совершенствования технологий в 2014 году составил 11 млрд рублей.

Доля инновационной и высокотехнологичной продукции в структуре закупок компании достигла 8,8%.В ближайшей перспективе доля такой продукции будет возрастать.

ОАО «РЖД» уделяет серьёзное внимание адаптации и локализации в России современных мировых технологий. Так, на предприятии«Уральские локомотивы» организовано производство электропоездов «Ласточка» ЭС2Г.

Они уже запущены в эксплуатацию, в частности, на маршрутах Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск, Москва –Курск, Санкт-Петербург – Петрозаводск, Адлер – Краснодар, Адлер – Туапсе и других.

Компания также активно реализует собственные инновационные проекты. В целях ускорения развития на основе инновационного потенциала в научные и инновационные разработки направляется около 0,5% от доходов компании, что является хорошим показателем на мировом фоне.

Развитие локомотивного комплекса сегодня направлено прежде всего на обновление парка и увеличение его эффективности: улучшение коэффициента технической готовности, удельного расхода топливно-энергетических и других ресурсов, повышение производительности труда локомотивных бригад. Важнейшую роль в этом процессе, конечно, играет приобретение машиннового поколения, в частности, локомотивов с асинхронным приводом, газотурбовозов, которые уже несут в себе мощнейший экономический потенциал.

На сегодня завершён полный комплекс испытаний, не имеющих аналогов в мире газотурбовозов ГТ1h-001 и ГТ1h-002. Развитием направления использования газомоторного топлива стало создание маневрового тепловоза ТЭМ19 с газопоршневым двигателем на сжиженном природном газе, который прошёл полный комплекс предварительных и приёмочных испытаний.

В прошлом году ОАО «РЖД» получило премию Правительства Российской Федерации в области качества, что явилось важной оценкой проводимых в компании на протяжении нескольких лет работ по двум главным направлениям: управление качеством внутренних процессов и взаимодействие с поставщиками.

a48e0acbb9dbf6145a82733bf1be6c24

УСПЕХИ ЮНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

Система подготовки кадров ОАО «РЖД» охватывает все направления, востребованные компанией – а это включает и раннюю профориентацию, и базовое высшее образование, и подготовку рабочих, и повышение квалификации.

Детские железные дороги – уникальное явление в системе профессиональной ориентации детей и подростков для поступления в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта. Всего в России 25 детских железных дорог.

Полный курс обучения на детских железных дорогах составляет 4 года. Ежегодно на ДЖД обучаются более 17 тыс. подростков.

На всех детских дорогах работает кружок«Юный железнодорожник», где школьники изучают общий курс железных дорог и железнодорожные специальности: осмотрщик по станции, дежурный по переезду, поездной диспетчер, начальник поезда, бригадир поезда, начальник вокзала, дорожный мастер, электромеханик СЦБ и связи, помощник машиниста, машинист тепловоза, стрелочник, проводник вагона, ревизор, оператор поста централизации, монтер пути, бригадир пути.

На детских железных дорогах работают кружки технического творчества (железнодорожное моделирование и макетирование), а также художественные, вокальные, танцевальные кружки, автодело, спортивные секции и др.

Каждые два года проводятся Всероссийские слёты юных железнодорожников с целью обмена опытом между детскими железными дорогами и оценки знаний юных железнодорожников. Последний слёт прошёл в июле 2014 года на Казанской детской железной дороге. В слёте приняли участие лучшие воспитанники детских железных дорог со всей России. В течение пяти дней более 150 ребят жили в особой атмосфере – атмосфере исследования, новаторства и креативности.

В компании сформирована уникальная корпоративная система профессионального обучения – 15 учебных центров профессиональных квалификаций, которые удовлетворяют потребность подразделений компании в квалифицированных рабочих кадрах по основным железнодорожным профессиям. Сегодня по заказу ОАО «РЖД» в российских университетах путей сообщения обучается с выше 42 тыс. студентов.

Кроме традиционных технических направлений, проводится обучение работников и по ряду стратегических для компании направлений, таких как высокоскоростное движение, логистика и бережливое производство. ОАО «РЖД» активно использует современные, дистанционные формы обучения – они охватывают 12% всех курсов повышения квалификации, используемых компанией. Всего в год проходят обучение 280 тысяч человек (154 тыс. рабочих кадров, 85 тыс. руководителей и специалистов, 40 тыс. целевых студентов), что сравнимо с третью штата ОАО «РЖД».

С 2006 года в компании действует целевая программа «Молодёжь ОАО «РЖД». Её главная цель – развить профессиональные и корпоративные компетенции молодых работников, вовлечь их в решение операционных и стратегических задач холдинга «РЖД», большое внимание уделяется личностному развитию молодых профессионалов. Можно сказать, что сегодня молодёжная программа «Российских железных дорог» является одной из самых масштабных среди российских компаний. Она распространяется на 235 тысяч человек – именно столько в «РЖД» сегодня молодых сотрудников в возрасте до 30 лет (четверть из них занимает должности руководителей и специалистов).

МОЛОДЫЕ НОВАТОРЫ – БУДУЩЕЕ «РЖД»

В рамках реализации молодёжной политики в компании действует ряд конкурсов и специальных проектов («Новое звено»,«Лидеры перемен», «Корпоративный лидер», система корпоративных молодёжных слётов), которые позволяют молодёжи проявлять свои таланты, а также способствуют профессиональной самореализации молодых  работников.

Конкурс молодёжных проектов «Новое звено» за годы своего существования стал мощным инструментом вовлечения молодёжи в инновационную деятельность.

Всего с 2008 по 2014 год в конкурсе приняли участие более 11,2 тысячи молодых сотрудников компании, студентов и аспирантов вузов железнодорожного транспорта, предложивших порядка 5,6 тысячи проектов, многие из которых уже реализованы, а также получено 7 патентов на объекты интеллектуальной собственности. К консультированию участникови оценке проектов были привлечены более 2 тыс. опытных руководителей и экспертов холдинга.

Помимо этого, 44 победителям конкурса «Новое звено» 2008-2012 годов, успешно реализовавшим свои проекты, в рамках слёта вручен почётный знак отличия компании – «Новатор ОАО «РЖД».

Сегодня действует ряд соглашений и программ с зарубежными партнёрами ОАО «РЖД» по организации взаимных стажировок (на железных дорогах Франции, Германии, Испании и др.) перспективных молодых работников и руководителей. Кроме того, высокопотенциальные молодые работники ОАО «РЖД» направляются на обучение по программам МВА в лучшие бизнес-школы.

Для привлечения молодёжи к отраслевой науке в ОАО «РЖД» учреждены гранты для молодых учёных на проведение научных исследований. В 2014 году проведено 5 конкурсов. Всего поступило 367 заявок. Присуждены гранты 29 проектам на общую сумму 58,9 млн рублей.