Чтение — основа инноваций

«БиблиоРодина» — новый формат подписки на принципах народного финансирования (краудфандинга)

Научные и научно-популярные издания играют большую роль в привлечении детей к техническому творчеству, профессиональном становлении инженеров и развитии инновационных предприятий. Однако тиражи легендарных в советское время и востребованных до сих пор журналов резко упали и продолжают снижаться, новые издания также чувствуют себя незащищёнными в современных рыночных условиях.

Как сделать так, чтобы научно-популярные и технические издания были в каждой библиотеке России?

17 ноября 2015 года в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Научно-популярные и технические СМИ: как выжить в кризис?». Заседание было проведено Комиссией по информационной поддержке инновационной деятельности и по совершенствованию законодательства, направленного на привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики.

В дискуссии под руководством члена комитета по бюджету и налогам и председателя комиссии Антона Ищенко приняли участие депутаты Государственной Думы, руководители и главные редакторы печатных СМИ научно-популярной и технической тематики, представители издательств, инновационных компаний, многочисленные эксперты.

«С точки зрения государственной политики мы понимаем, что СМИ, которые популяризируют науку, пишут о техническом творчестве молодёжи и детей, являются одними из самых востребованных», – сказал Антон Ищенко.

Участники определили направления дальнейшего взаимодействия: сотрудничество изданий с площадкой по краудфандингу для поиска финансирования проектов; работа с Минобрнауки по формированию рекомендованного списка научно-популярных журналов; создание постоянно действующего координационного совета СМИ; совместные действия по вопросам рекламы печатной продукции; разработка законопроекта, регулирующего минимальный процент наличия технических и научно-популярных журналов в торговых сетях и ряд других предложений.

«Журналу «Юный техник» в 2016 году исполняется  60 лет, и мы испытываем большие финансовые трудности, тираж не соответствует востребованности журнала», – говорит главный редактор Александр Фин. – Необходим проект по поддержке библиотек  в регионах  России,  которые не всегда могут позволить себе оформление подписки на научно-популярные журналы. Например, была идея удешевить этот процесс за счёт создания Ассоциации библиотек, которая оптом бы выкупала тираж и распространяла его по регионам. Идею на словах поддержали, но за реализацию никто не взялся».

Недостаток финансовой поддержки со стороны  государства и бизнеса ударяет по всем – по библиотекам, неспособным предложить читателям востребованные издания, по населению, которое лишается доступа к информации, по предприятиям и в конечном счёте по государству, теряющему потенциальные научно-технические кадры и базу для формирования нормально функционирующей информационно-инновационной среды.

Новый формат подписки  на принципах народного финансирования (краудфандинга) предлагает проект «БиблиоРодина», разработанный на базе площадки «planeta.ru». Любой гражданин, выбрав конкретную библиотеку в своём или даже чужом регионе, может перечислить денежные средства на подписку определённого издания. Делается это легко, буквально в один клик.

Проект «БиблиоРодина» привлекает внимание общественности к научным изданиям, даёт им возможность увеличить тиражи и пережить кризис. Библиотеки пополняют фонды и получают дополнительный источник финансирования. Для читателей – как юных техников, так и профессиональных инженеров – научные  издания становятся доступнее. Меценаты при этом получают особый статус поддержавшего проект, благодарность от библиотеки и электронную подписку на издания.


Главный ресурс – культура нации

Высокая техническая культура – это основа инновационного развития России, уверен Геннадий Климов, главный редактор журнала «Умное производство»:

«Главное достояние государства – это люди, а главный ресурс – культура нации. И вовсе не нефть, зависимость от которой играет отрицательную роль. Успех государства определяется только уровнем развития культуры, в том числе технической».

Однако техническая культура постоянно меняется, и инженеры должны быть в курсе современных трендов и говорить на одном языке. Изобретатель из Благовещенска должен понимать своего партнёра из Москвы.

Повышением уровня технической культуры, созданием единого терминологического и информационного пространства занимаются специализированные журналы, такие как «Юные техники», «Наука и жизнь»,«Умное производство» и т.д. Интересы этих изданий и интересы государства полностью совпадают. Вместе с тем ситуация в экономике такова, что без господдержки специализированным журналам становится всё сложнее и сложнее существовать.

Издания научно-технической литературы не относятся к категории массовых, и вместе с тем они крайне необходимы читателям в разных уголках страны. Если бы государство поддержало проект доставки журналов в региональные библиотеки, то польза от этого значительно перекрыла бы расходы.