Сложные технологии – это просто. «Мастерские инноваций» как проводники между наукой и обществом

Развивающиеся технологии, инновации открывают новые возможности для каждого, повышают благосостояние, комфорт и качество жизни. Казалось бы, банальная истина.

Но при этом новое, сложное, а поэтому непонятное часто встречает неоднозначную реакцию или даже сопротивление социума. Именно поэтому всё новое надо объяснять ещё до того, как технологии попадают к людям. Но кто должен выполнять эту работу?

ОБЪЕДИНЯЕМ ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ

Популяризации не учат в вузах – это призвание для тех, кто хочет сделать науку и технологии понятными и интересными обществу. Сегодня, как никогда, необходимы грамотные медиаторы между наукой и обществом, которые умеют взаимодействовать с самыми разными целевыми аудиториями: школьниками, учителями, широкой публикой, политиками, бизнесменами, властью. Так возникла идея программы «Мастерские инноваций» – создать федеральную сеть молодых популяризаторов науки, инженерного дела и технологий, под- готовить, вдохновить и поддержать их проекты.

Программа стартовала в начале 2014 года при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. В первый год «Мастерские инноваций» начали работу в 9 городах России: Новосибирске, Томске, Казани, Ульяновске,  Троицке, Дубне, Владимире, Зеленограде, Калуге. В 2015 году к программе присоединяются Тюмень, Астрахань, Белгород, Самара, Санкт-Петербург, Москва, Красноярск, Владивосток, Екатеринбург, Пенза, Челябинск, Саранск.

В каждом городе программы «Мастерские инноваций» проводят публичные научно-просветительские мероприятия для широкой аудитории. Это лекции известных учёных, научные бои, научно20367452е кино, выставки и научные шоу. Мероприятия проводятся на самых посещаемых, ключевых площадках городов и в вузах – партнёрах программы. В рамках программы за год было проведено 350 мероприятий, в которых приняли участие 19 тысяч человек. Мероприятия проводились как для студентов вузов, так и в рамках партнёрских популяризационных программ: «Фестиваль науки» в Новосибирске, Unovus в Томске, «БуФест» во Владимире, «Дни молодежной науки» в Обнинске, «Недели МИЭТ» в
Зеленограде. Партнёрами программы выступили форум «Фестиваль науки», Информационный центр по атомной энергии, Фестиваль актуального научного кино, Агентство инновационного развития Калужской области, всероссийская интернет-олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее».

Публичные мероприятия – это только первое направление работы «Мастерских инноваций». Одна из важнейших задач программы – сформировать в каждом регионе актив, вокруг которого будут строиться интеллектуальные клубы. В таких клубах – «Мастерских инноваций» – молодые популяризаторы проходят профессиональную подготовку: учатся увлекательно и понятно рассказывать о науке и нанотехнологиях, эффектно представлять достижения науки, проводить научно-популярные мероприятия разных форматов. Овладев основами мастерства, участники программы реализуют собственные научно-популярные проекты, а «Мастерские инноваций» поддерживают их первое время.

Кредо «Мастерских  инноваций» – открытость новому опыту, инициативность и активное взаимодействие коммуникаторов (пиарщиков,  дизайнеров, продюсеров, организаторов) с научным сообществом своего города. Участники  программы проходят выездные стажировки в разных городах  России. Для молодых популяризаторов стажировка – это интенсив, испытание своих сил в незнакомых условиях. На стажировке  участники программы учатся работать в новой команде, ориентироваться и взаимодействовать с новой для себя научной средой, а также  организовывать научно-популярные события в самые сжатые сроки.

Самые активные участники «Мастерских  инноваций» один-два раза в год собираются вместе, чтобы пройти интенсивные тренинги, пообщаться, обменяться опытом и зарядиться энергией для дальнейшей работы.

По итогам 2014 года программой сформирована сеть из 550 волонтёров, которые активно популяризируют науку и технологии в своих регионах.

ПОДДЕРЖИВАЕМ МОЛОДЫЕ ТАЛАНТЫ

Одним из ключевых проектов 2015 года был Всероссийский нанотехнологический инженерный конкурс для студентов и аспирантов. Всероссийский инженерный конкурс проводит Министерство образования и науки Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации. Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО подал заявку о присоединении к конкурсу.

Цель конкурса – развитие инженерного кадрового потенциала наноиндустрии, популяризация инженерных профессий и технопредпринимательства.

Участники конкурса представили научно-практические проекты, описывающие создание новых продуктов с использованием нанотехнологий или новое применение продуктов в нескольких областях: фотовольтаика, тонкопленочные покрытия, искусственные алмазы, 3D-печать, композитные материалы и нанокерамика, биотехнологии, радиационные технологии. Именно эти направления сегодня являются приоритетными для наноцентров ФИОП РОСНАНО и наноиндустрии в целом.air1

25 ноября 2015 года были определены трое победителей Первого Всероссийского нанотехнологического инженерного конкурса.

Ксения Крайнова, студентка-магистрант из Пензенского госуниверситета, разработала датчики давления на основе тонкопленочных структур. В основе инновационного продукта современный наноматериал – пьезокерамика титанат-цирконат свинца. Финалистка выбрала для стажировки Зеленоградский наноцентр.

Студент-магистрант Томского политехнического университета Никита Торопков занимается синтезом гидроксиапатита с открытой пористостью и разрабатывает технологию его применения при создании композитных материалов. Эти материалы предполагается использовать при производстве высокотехнологичных биоразлагаемых костных имплантов в технологии 3D-печати. В качестве базы для стажировки Никита Торопков выбрал наноцентр «СИГМА. Новосибирск», на базе которого работает медицинский технопарк и центр керамических технологий.

Мария Болотова, аспирантка РХТУ им. Менделеева (Москва), представила проект создания наномодифицированного полиакрилонитрильного (ПАН) прекурсора для углеродных волокон. Победительница ВНИК разработала технологию импортозамещения в производстве полиакрила – сырья для производства наноматериалов. В качестве базы для стажировки финалистка выбрала нанотехнологический центр «Дубна».Так в рамках конкурса отбираются перспективные специалисты, занимающиеся применением нанотехнологий в производстве.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

«Наука окружает нас везде»

Алиса ИВАНЕНКО, химик-кристаллограф (Новосибирск):
«Мастерские инноваций» появились в моей жизни совершенно случайно. Этот случай я считаю редкостью и большой удачей. Говорить о науке очень важно. Людей, которые умеют это делать и делают это осмысленно, не так много. Популяризатор – важное коммуникационное звено между обществом и наукой. Не стоит забывать о коммуникациях внутри научного сообщества. Ещё есть бизнес, который тоже нуждается в правильно выстроенном взаимодействии как с наукой, так и с потребителем.

Наука даёт человеку целостное понимание окружающего мира, формирует критическое мышление, аналитический склад ума. Каждый из нас немного учёный, если сохраняет свою природную любознательность. Способность задавать вопросы и искать ответы особенно развита у детей и, к сожалению, утрачивается с возрастом. Одна из задач популяризации науки – пробуждать и поддерживать интерес к познанию и напоминать человеку, что наука во всём и везде вокруг нас».

«Нет ничего интереснее химии»

Артур САБИРОВ, химик (Казань):
2659951_orig«Популяризацией науки я занимаюсь с 2011 года в команде активистов Казанского клуба нанотехнологий. Именно там я и узнал о Летней школе «Мастерских инноваций». А вообще, популяризация науки для меня – вещь неизбежная, профессия обязывает. Будучи учёным, тем более в сферах, которые касаются каждого – медицина и фармакология, – ты волей-неволей вынужден отвечать на вопросы людей, далёких от науки. Вот тут-то и просыпается популяризаторская жилка.

Я стараюсь помогать «Мастерским» тем, что у меня лучше всего получается – химией. Цель, которая красной линией проходит через всю мою деятельность в программе, – доказать, что на свете не может быть ничего интереснее химических превращений. Клубящееся облако дыма в стакане, застывающая в мгновение ока жидкость, меняющая окраску вода, неожиданное (иногда и для экспериментатора) самовоспламенение смеси – всё это не может оставить человека равнодушным. Именно поэтому я показываю людям химические опыты. Это кратчайший и интереснейший путь постичь дух великой науки.

«Мастерские инноваций» заставили меня по-новому взглянуть на мою популяризаторскую деятельность. Программа дала мне азы организаторской работы, помогла оформить мои научные мысли в тексты и образы, понятные для простого человека, окружила поддержкой, которая была необходима на начальном этапе».