Как использовать научные открытия

Игорь Ельников – начальник производственного отдела Инжинирингового центра НИЯУ МИФИ:

Мое увлечение наукой началось еще в школе. Ну и, конечно, сыграло свою роль то, что я вырос в наукограде Курчатове. В 10 км от нашего города расположена Курская АЭС – здесь работало очень много знакомых родителей, да и почти половина города. АЭС – предмет гордости и ключевой промышленный объект в регионе. Это привело к тому, что я поступил в МИФИ на физико-технический факультет. А в инжиниринговом центре я увлекся вопросом высокотехнологичного производства.

Специальных кружков я не посещал, в городе таковых не было, к сожалению. Но меня очень увлекали уроки информатики и физики. Сейчас я завидую школьникам, укоторых мы ведем занятия по программе Voltio. Это уроки по электронике, где с помощью созданных в ИЦ конструкторов (наборов электронных компонент) Voltio и методологии, разработанной по материалам проекта наших коллег – «Сотвори звезду», мы учим школьников основам электроники. Есть даже ученики, которым всего 10 лет.

Когда я учился в школе, конечно, я мечтал работать на АЭС, где смогу делать полезное и интересное дело. Во время учебы в МИФИ я узнал очень много, что помогло бы мне в этом. Но в какой-то момент я шагнул немного дальше и понял, что мне интереснее не разрабатывать новые механизмы и технологии, а создавать их производство – делать так, чтобы результаты научных трудов вставали на конвейер и попадали к своему конечному пользователю – на АЭС или в дом обычного жителя России.

Расскажите про основные задачи и схему работы инжинирингового центра МИФИ? Ваши проекты обязательно должны носить практический характер?

Наша задача – это коммерциализация результатов научной деятельности. То есть сделать научное открытие конечным продуктом, применимым в обычной жизни. В основном мы специализируемся на аппаратно-программных комплексах  (электронных устройствах) различного назначения: от медицины до информационной безопасности и спутниковых технологий. За время работы центра реализовано более 20 проектов.

Вы говорили, что студенческой науки до открытия центра в МИФИ почти не было, как и в других вузах. Как с этим сейчас обстоят дела? Как вы оцениваете уровень студентов, занимающихся в центре?

Наш центр вырос из студенческого конструкторского бюро на базе факультета кибернетики. Мы его организовали в 2009-2010 годах. Такие КБ практиковались в МИФИ в 70-е, но потом был большой провал (как и во многих сферах жизни страны). Мы решили возобновить эту полезную работу и начали создавать новое студенческое КБ. Нам повезло, и первые его участники  были действительно уникальными студентами, которые сейчас уже большие профессионалы, возглавляют различные подразделения центра. Сейчас в центре по-прежнему естественным образом отсеиваются люди, остаются умные, подготовленные, креативные специалисты.

Практически одновременно с нами студенческое  инженерное дело начало развиваться во многих вузах.

Сейчас все лидирующие университеты имеют инжиниринговые центры, технопарки и т.п.

Расскажите немного о своих знаковых проектах – капсула «Ландыш» (на каком этапе реализация проекта?), «Щит» от кибер угроз, бинокль «Фарвижн» – это самые популярные в интернете. А какие культовые проекты центра, на ваш взгляд? Какова вероятность их быстрой коммерциализации?

У нас все проекты уникальные, мы крайне редко беремся за разработку, у которой есть аналоги. Но вы правильно выделили наши «флагманы».

Приз зрительских симпатий абсолютно точно получает эндоскопический комплекс «Ландыш». Сейчас капсула проходит длительную процедуру сертификации, а нам пишут люди из разных городов России и спрашивают, когда можно будет увидеть «Ландыш» в больницах их региона. Я как раз сейчас занимаюсь организацией завода по массовому выпуску капсулы в г. Лесной. Его мы строим при поддержке ГК «Росатом» на базе предприятия «Электрохимприбор».

ЩИТ – это уникальная разработка в сфере информационной безопасности предприятий. Работы в этом направлении привели к тому, что сейчас ЩИТ продается под известным брендом InfoWatch (компания Натальи Касперской).

Что касается биноклей, то они уже продаются по всей России.

Конечно, все проекты получили и развитие за рубежом: Азия, страны Персидского залива, Латинская Америка. Где-то ведутся переговоры о поставках, где-то о трансфере производства.

С какими российскими и зарубежными компаниями сотрудничает центр? Назовите, пожалуйста, крупнейшие общие проекты.

Кроме перечисленных выше – Росатом, InfoWatch – есть и другие отраслевые корпорации России, министерства, частные компании: KasperskyLab, Intel, YotaDevices, Промтехнологии и многие другие.

Мы знаем, что центр ведет активную международную деятельность. Расскажите, пожалуйста, кратко о на работках в этом направлении. Судя по всему, идет поворот на Восток – Бахрейн, Индия, Китай… Сотрудничаете ли вы с Европой и США? Насколько политическая ситуация осложняет инжиниринговую деятельность?

Политическая ситуация открывает новые возможности. Как вы заметили, это страны БРИКС, Персидского залива. Из-за зацикленности на США и Европе раньше эти страны оставались в тени.  Тем не менее у нас остаются отношения со всеми партнерами из Америки и Европы, научные исследования и разработки продолжаются.

Как выстраиваются ваши отношения с российским государствомС какими его структурами идет наиболее плотное взаимодействие? Поддерживает ли оно инжиниринговую деятельность молодых ученых и каким образом?

Наибольшую поддержку таким центрам, как наш, оказывают Минпромторг и Минобрнауки России. Их программы поддержки сейчас охватывают практически все научные сферы и все виды научной деятельности: от фундаментальных исследований до вывода разработок в производство и их экспорт.

Чем вас привлекает профессия инженера? Как, на ваш взгляд, государство должно поддерживать юных изобретателей и молодых инженеров?

Эта профессия не стоит на месте и сейчас развивается наиболее быстрым темпом. Здесь ты сам можешь повлиять на то, каким будет завтра. Ну и не секрет, что сейчас все рейтинги говорят об ее большой востребованности на рынке. Конечно, когда я в нее шел, статистика была абсолютно другой, но мы рискнули и не проиграли. Я считаю, что привлечение людей в профессию таким и рейтингами – это немного жульничество. Нужно влюбить человека в дело, тогда он будет счастлив им заниматься, а это напрямую влияет на результат. Чтобы это сделать, нужно дать ребенку возможность попробовать себя как можно в большем количестве дел на этапе школы. И поддерживать высокий уровень школьных преподавателей. Тогда выбор вуза и направления будет более осознанным, а специалист на выходе более подготовленным. Большое значение, на мой взгляд, также имеет международный обмен опытом.

Обратная связь: eshulga@ecmephi.ru