Комитет Госдумы по образованию составил список рекомендаций в поддержку детского технического творчества
По итогам круглого стола «Развитие научно-технического творчества детей в системе дополнительного образования: проблемы и пути их решения» сформирован список рекомендаций.
Об этом сообщил Председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов.
«Квалификация инженерных кадров становится сегодня ключевым фактором конкурентоспособности страны и основой для экономической и технологической независимости. Включение России в этот процесс — важнейшая стратегическая задача. Необходимо в самые короткие сроки сформировать систему профессионального самоопределения детей и подростков именно в инженерно-технической сфере», — подчеркнул Никонов.
Депутат отмечает тот факт, что научно-техническое творчество в Российской Федерации сегодня представлено более чем по 30 направлениям, однако в общей структуре дополнительного образования программы научно-технической направленности характеризуются самым низким процентом охвата (от 2 процентов в Ненецком автономном округе до 12 процентов в Татарстане). Вместе с тем, в последнее время наблюдается рост числа объединений технического творчества (с 29 тысяч в 2012 году до 31 тысячи в 2014), а также увеличение численности занимающихся в них детей (с 400 тысяч в 2012 году до 440 тысяч в 2014).
В процессе обсуждения актуальных вопросов развития научно-технического творчества детей участниками круглого стола был отмечен ряд сложностей, которые препятствуют в должной степени развитию научно-технического творчества детей, среди которых:
- высокие требования к материально-технической оснащённости, к кадровому обеспечению, которое сегодня могут позволить себе только немногие организации дополнительного образования;
- отсутствие необходимой координации в развитии системы дополнительного образования в целом по России;
- крайне малое количество инновационных площадок для организации интеллектуального досуга детей и подростков;
- слабость системы научно-технического просвещения детей в средствах массовой информации, специализированных журналах;
- отсутствие современной единой системы учёта результатов научно-технического творчества детей и формирования их персональных творческих портфолио;
- отсутствие необходимого экономического механизма адресной поддержки детей, которые хотели бы заниматься научно-техническим творчеством и другие.
Учитывая высокую актуальность проблемы целенаправленного формирования профессионального самоопределения детей и подростков в инженерно-технической сфере с использованием ресурсов сферы дополнительного образования детей, участники круглого стола рекомендуют:
I. Комитету Государственной Думы по образованию
- Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части исключения избыточных требований, предъявляемых к образовательным организациям, реализующим программы дополнительного образования.
II. Правительству Российской Федерации
- Рекомендовать привести меры социальной поддержки педагогических работников организаций дополнительного образования в соответствие аналогичным мерам, установленным в отношении работников общеобразовательных организаций (в том числе в части права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
- При формировании бюджета на очередной финансовый год рассмотреть вопрос о выделении отдельным кодов бюджетной классификации расходов на дополнительное образование.
III. Министерству образования и науки Российской Федерации
- На заседаниях Межведомственного координационного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей рассмотреть вопросы совершенствования системы научно-технического просвещения, создания и популяризации коммуникационной среды для детей и подростков, имеющих интерес к научно-техническому творчеству; обеспечения согласованного взаимодействия с компаниями и корпорациями, готовыми обеспечить реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ научно-технической направленности;
- Обеспечить меры по выявлению и поддержке образовательных организаций, реализующих инновационные программы, направленные на привитие интереса у детей к научно-техническому творчеству;
- Расширить спектр всероссийских мероприятий с обучающимися в сфере научно-технического творчества, снизить возрастные ограничения для участников данных мероприятий;
- Разработать меры по развитию системы поощрений работников дополнительного образования, стимулирования их творческой деятельности, повышению статуса, ввести ведомственный знак отличия «Почётный работник дополнительного образования».
IV. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- При реализации региональных программ развития образования уделить дополнительное внимание развитию образовательных программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленности;
- Принять меры по недопустимости сокращения организаций дополнительного образования;
- Разработать и реализовать меры по популяризации научно-технического творчества детей.
С полным списком рекомендаций можно ознакомиться здесь: Рекомендации участников круглого стола