Поколение скрытых инженеров. К 2035 году в России будет 60000 научно-технических кружков

Развитие кружкового движения в России стало одной из приоритетных задач государства. В 2015 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме группа «Кружковое движение» вошла в инфраструктурно-технологическое направление национально-технологической инициативы (НТИ). Координировать проект было поручено двум крупнейшим фондам развития – Агентству стратегических инициатив и Российской венчурной компании.

440 ТЫСЯЧ ШКОЛЬНИКОВ УВЛЕКАЮТСЯ ТЕХНИКОЙ

Для начала о том, что такое кружковое движение и одноимённая группа в НТИ. В первую очередь это создание среды возможностей, которая поощряет организационное разнообразие и выращивание команд для исследований и новых бизнесов.

Кружковое движение должно привести к появлению компетентных специалистов в тех группах технологий, которые могут обеспечить открытие новых рынков НТИ в ближайшие 10 лет.

«В рамках дорожной карты мы создаём систему кружков (до 60000 к 2035 году), которые ещё в школе и в системе дополнительного образования ориентируют детей на новые технологии» — объясняет Дмитрий Земцов, лидер группы «Кружковое движение».

dsc00289В сентябре 2015  года Российская венчурная компания объявила о том, что ведёт проект по изучению российских  молодёжных технологических кружков, и о том, что к этой инициативе присоединяется корпорация Intel. Результаты исследования были опубликованы в декабре. Под лозунгом «Лучший способ предсказать будущее – создать его» компания представила картину различных аспектов жизни отечественного движения «Сделай сам», в том числе  в сравнении с положением зарубежного аналога Do-It-Yourself, DIY.

Партнёрами  проекта  стали компания Deloitte, сравнивавшая  положение дел в России и других  странах, Центр исследований  государственного управления Европейского университета в Санкт-Петербурге (изучал социальный  портрет  участников), интернет-проекты Habrahabr (создавал реестр онлайн-сообществ) и Edutainme (изучал школьные кружки и системы получения дополнительного образования).

Основной вывод – число кружков во всём мире стремительно растёт. Так, по данным Deloitte, число сообществ разного вида увеличилось с 2013 года в 2,5 раза, и сейчас в мире насчитывается 1,2 тыс. сообществ энтузиастов и 3 тыс. лабораторий цифрового прототипирования. В России,  как обнаружили в Deloitte, 19 лабораторий и полсотни центров молодёжного творчества (в основном специализирующихся на разработке ПО).

В США, Китае и Финляндии (в Deloitte взяли эти страны за точки отсчёта) существуют программы господдержки молодых инноваторов, в Америке их даже принимаают в Белом доме. Свой вклад в программу вносит и ряд крупнейших компаний как из ИТ-индустрии (Microsoft, Facebook, Google), так и из других отраслей (Ford, Tesla Motors, Local Motors).


В России, по подсчётам Edutainme, в 2014 году в работе 31 тыс. кружков технического творчества участвовали почти 440 тыс. школьников. Для сравнения: занимались «искусством» и «спортом» 3,3 млн и 3 млн человек в 180 тыс. и 150 тыс. кружках соответственно. Согласно опросу, 9% школьников занимаются программированием, 8% – техникой и моделированием, 6% – исследовательской деятельностью. Этот результат не хуже того, что был у их родителей, 10% из которых ходили в соответствующие кружки.


Рецепты поднятия престижа технических кружков, предложенные участниками исследования, – это:

  • налаживать  взаимовыгодные рабочие  контакты с администрацией населенных пунктов, вузов и предприятий (а также наладить «внутривидовую» кооперацию);
  • больше внимания уделять пропаганде интеллектуально здорового образа жизни как через «обычные» СМИ, так и в интернете;
  • воздействовать на родителей: их мнение может сыграть решающую роль.

14 ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ К 2017 ГОДУ

Вскоре после своего создания рабочая группа НТИ «Кружковое движение» представила обновленную «дорожную карту», первые этапы которой будут реализованы уже в 2015-2016 годах.

«Основная цель рабочей группы – обеспечить кадровую поддержку растущим компаниям на новых технологических рынках к тому времени, когда у них возникнет потребность в расширении и масштабировании, а сегодняшние школьники, участники кружков, вырастут», – сообщает Дмитрий Земцов. – «Другая наша цель – содействовать развитию технологических кружков для взрослых – сообществ мейкеров».

В конце ноября 2015 года в нескольких регионах России появились первые детские технопарки. 28 ноября первые парки открылись в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске. Югорские «Кванториумы» оснащены самым современным высокотехнологичным оборудованием, более 50 педагогов округа прошли специальную подготовку по образовательным траекториям «Кванториума».

Другими пилотными регионами стали Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область, Новосибирская область и Москва. Образовательный процесс в технопарках будет включать в себя работу над продуктом, на который ориентирован ребёнок, и параллельное изучение набора дисциплин, который позволит емуAviamodelny-kruzhok-master-klass заниматься «завтра» совершенно другим проектом.

Ведущие технические направления программы соответствуют тематикам Национальной технологической инициативы – это робототехника, энергетика, IT и хакинг, авиамоделирование, беспилотный транспорт, современная космонавтика, нейротехнологии, нанотехнологии, лазерные технологии, биотехнологии, большие данные.

«Наша задача – обеспечить в краткосрочной перспективе рост кадрового потенциала, способного привести нас к поставленным задачам и результатам – технологическому  лидерству к 2030 году», – подчеркнула Марина Ракова, руководитель рабочей группы по реализации инициативы. Всего в 2015-2016 годах в России будет открыто 14 детских технопарков, сообщает Агентство стратегических  инициатив (АСИ), реализующее инициативу «Новая модель дополнительного образования детей». На первом  этапе, в 2015–2016 годах, бесплатно учиться в технопарках смогут 20 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет.


Для обеспечения «прорывных» кружков зачастую не существует готовых комплектов оборудования – например, конструкторов  или программного обеспечения. Проблема актуальна не только для России, но и во всём мире. Поэтому одно из значимых направлений в работе группы – стимулировать лидеров кружков к участию в программах поддержки малого бизнеса и разработке технологического  обеспечения как для детских кружков, так и для сообществ изобретателей-мейкеров.


Ещё одна задача рабочей  группы – вовлечь в работу кружков как школьников, так и технологических лидеров, которые будут вести в свободное время занятия по прорывным технологиям. По мнению участников рабочей группы НТИ,  для творчества и развития навыков проектирования прорывных технологий нужны сообщества и среды, а не вертикально интегрированные модели управления. Именно поэтому «дорожная  карта» по формированию кружкового движения направлена на поддержку форматов, в которых сообщества могут организовываться и развиваться в благоприятной экосистеме.