ЕГЭ сбивает инженеров с пути
Один из форматов поддержки кружковых сообществ – ресурсные центры, площадки с доступным оборудованием и консультантами. Однако они должны быть без жёстких целеустановок и регламентов.
Пример такого ресурсного центра – FabLab Polytech, который был основан участником рабочей группы НТИ Игорем Асоновым. Фаблаб – это открытая среда, куда школьник может прийти с любым запросом: например, сделать электро-скейт или собрать коптер. Фаблаб обеспечивает доступ к оборудованию (фрезерному станку, 3D-принтеру и так далее), а также экспертную поддержку старших товарищей.
В качестве эффективного инструмента развития технологических сообществ и команд рабочая группа выделяет инженерные соревнования, такие как: фестиваль «Робофест», интегрирующий множество разных практик в области робототехники; соревнования Junior Skills; российские этапы соревнований «Солнечная регата» и Formula Student. Создаются собственные программы, претендующие на международный уровень. Их правила и регламенты создают социальную среду, которая подталкивает к конкретному и быстрому технологическому развитию, но не сковывают свободу самоорганизации команды.
«Сейчас подрастает так называемое поколение скрытых инженеров, которые пойдут в вузы через три-четыре года», – считает Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ. – «Наши ребята уже сегодня выигрывают мировые технологические чемпионаты – от разработки программного обеспечения до подводной робототехники или запуска спутников. Мы надеемся, что когда они будут выходить на рынок, то придут со своими идеями, а не копиями западных интернет-магазинов. Именно поэтому одна из ключевых задач НТИ – развивать кружковое движение. Включение олимпиады НТИ в перечень Минобрнауки – это в хорошем смысле наглая инициатива. При этом речь идет не просто о соревнованиях международного уровня. У нас соревнования России и Белоруссии – уже международные. Нам интересны только те программы, где мы будем задавать стандарты глобальных соревнований. Например, в Junior Skills мы выходим на этот уровень, а в отношении Future Skills мы уже получаем гигантское количество запросов от зарубежных участников», – заявил Песков.
Рабочая группа отмечает существование системной проблемы: для учеников 11-х классов возможность участия в технологических кружках сводится к нулю – в это время они вовлечены в «гонку» за баллами ЕГЭ или успехом на предметных олимпиадах по физике, математике, информатике. Этот фактор не только «обескровливает» программы дополнительного образования в сфере НТТМ, но и в прямом смысле ломает представления технологически-ориентированного школьника о своём будущем. Организаторы кружкового движения считают, что молодой инженер должен иметь чёткую карьерную траекторию, так же, как юный физик или биолог. Приоритетная инициатива рабочей группы «Кружковое движение» – «Олимпиада НТИ»: интеграция нескольких инженерных соревнований в систему, покрывающую основные запросы рынков НТИ. Комплексная инженерная олимпиада, по их мнению, должна войти в перечень Минобрнауки России и расширить приток абитуриентов в инженерные вузы.