В ЦАГИ совершенствуют технологии создания самолётов с распределенной силовой установкой

Для сохранения и расширения транспортной доступности населённых пунктов в отдалённых и малонаселённых районах нашей страны авиация и вертолёты играют очень важную роль, нередко они являются единственным и безальтернативным транспортным средством для жителей таёжных посёлков. Одной из ключевых возможностей для самолётов малой авиации, обеспечивающих связь таких районов с Большой землёй, является малая дистанция разбега для взлёта. Одним из эффективных способов существенно сократить эту дистанцию является увеличение подъёмной силы крыла обдувом его поверхности струей воздушного винта.

В числе перспективных проектов рассматриваются летательные аппараты с распределённой электрической силовой установкой, осуществляющей обдув крыла винтами, расположенными вдоль его передней кромки, которые вращаются компактными электродвигателями. Применение технологии на практике позволит сократить взлётную и посадочную дистанции самолёта, что значительно расширит количество доступных населённых пунктов для местных авиалиний.

В 2018-2019 годах в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского в рамках разработки концепции самолётов с коротким взлётом и посадкой была изготовлена модель отсека крыла – «Вихрь», близкая по своим размерам к проектируемому демонстратору технологий. Был проведён цикл испытаний «Вихря» в аэродинамической трубе, где исследовались влияние диаметра воздушных винтов, интенсивности обдува и мощности электродвигателей на увеличение подъёмной силы крыла.

В июле 2021 года в демонстрационных полётах авиасалона МАКС участвовала летающая лаборатория с распределённой силовой установкой, созданная в СибНИА на базе самолёта ТВС-2МС, которая показала на практике эффект обдува крыла дополнительной винто-моторной группы, выполнив взлёт с дистанции около 50 метров. Электромоторы на нижнем крыле биплана и складывающиеся воздушные винты за счёт активного обдува крыла обеспечили ему высокую подъёмную силу – экспериментальный самолёт оторвался от ВПП через пять секунд после начала разбега.

Источник